Епископ Пантелеимон: «Во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт»
Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон в статье, опубликованной в газете «Ведомости», размышляет о сути церковной благотворительности и рассказывает об основных направлениях социального служения Церкви.
Говоря о церковной благотворительности, необходимо понять, какими мотивами руководствуются люди, которые ей занимаются. Сострадание — общее для всех людей чувство, и для нас оно играет очень большую роль. Но есть и другие мотивы, помогающие церковному человеку утвердиться на пути благотворительности.
Во-первых, христиане знают, что когда они будут судимы Богом, их не будут спрашивать о том, как они постились, как часто они ходили в Церковь, не будут задавать вопросов по катехизису или требовать прочитать наизусть молитвы. Их спросят о том, что они сделали голодному или больному, что они сделали для того, кто сидит в тюрьме, то есть для тех, кто нуждается в помощи (Мф. 25:31-46).
Во-вторых, очень важно не забывать, что мы все с вами обладаем грешной человеческой природой, и все мы хотели бы стать лучше. В христианской аскетике мы встречаем указание на то, что человек, ухаживающий за другим, больше делает для себя, чем для того, кому он помогает. Мы понимаем, что именно нуждающиеся могут научить нас любви и состраданию — тому, без чего мы не можем называться людьми.
В-третьих, важно помнить, что все, что мы делаем для других, мы делаем не только для себя и для нуждающихся, а для Христа. Человек, называющий себя христианином, любящий Христа, не просто знающий о Нем, а любящий Его всем сердцем, не может проходить мимо чужой беды, понимая, что все, что он делает для нуждающихся, он делает для Христа.
Наши приоритеты
Одним из основных направлений православной благотворительности сегодня является возрождение семьи. Если у нас будут крепкие, многодетные семьи, где будут хорошо относиться к детям, то нам не нужны будут детские дома, а если мы будем заботиться и уважать своих стариков, то у нас не будет домов престарелых. К сожалению, институт семьи в России был практически разрушен страшным атеистическим пленом. К слову, именно СССР был первой страной в мире, в которой были легализованы аборты. Сегодня нам необходимо возрождение многодетной полноценной семьи, где ребенка учат с детства уважать старших, помогать младшим, любить друг друга, уступать друг другу, делиться друг с другом.
К тому же, надо не забывать, что человеку, которому мы помогаем, нужны не только деньги. Люди очень часто ждут любви. Дети в детских домах накормлены, но там нет любви, старики в домах престарелых не нуждаются в пропитании, но там нет любви. И поэтому задача Русской Православной Церкви — привлечь к этому деланию любви как можно больше людей, чтобы они приходили в такие социальные учреждения со своими любящими открытыми сердцами.
Сегодня в московской православной службе добровольцев «Милосердие» около 1000 человек, они постоянно помогают одиноким старикам, инвалидам, пациентам больниц, под непосредственной опекой добровольцев — 224 человека в разных округах Москвы. Однако эту деятельность нельзя ограничивать одной Москвой, она должна быть организована и в других регионах.
20 лет свободы
Уже 20 лет Церковь может беспрепятственно заниматься благотворительностью и помогать государству решать многочисленные социальные проблемы. Более того, часто церковный проект становится прототипом для создания подобных государственных служб. Ярким примером этого может служить городской проект помощи бездомным «Социальный патруль», созданный через несколько лет после того, как в 2003 г. появился церковный автобус «Милосердие». Сейчас успешно работают оба эти проекта. За один зимний сезон автобус «Милосердие» спасает жизни более 2000 бездомных, а за все время существования проекта помощь получили более 22000 человек.
В России 87 детских церковных учреждений. Из числа выпускников церковных детских домов только единицы уходят за решетку. Большинство из них получает среднее и высшее образование, создает семьи. Например, сегодня двадцать шесть девочек (от трех до двадцати лет) живут в Свято-Димитриевском детском доме в Москве. Этот детский дом был создан в 2001 году Свято-Димитриевским сестричеством, при этом правительство Москвы выделило для него помещение и частично финансирует расходы на его содержание.
Церковь помогает людям в больницах. Например, в отделении неврологии пятидесятой московской больницы многие тяжелые больные умирают от пролежней. Уже около двадцати лет в этом отделении работает группа сестер милосердия, и смертность в нем в четыре раза ниже, чем во всех подобных отделениях Москвы, работающих без нашей помощи.
Значительная работа ведется в сфере реабилитации наркозависимых. В то время как в России всего три государственных реабилитационных центра, в 18 епархиях Русской Православной Церкви их работает в три раза больше. В церковных и в целом религиозных реабилитационных центрах срок ремиссии намного выше, чем в государственных центрах. Это значит, что гораздо больше людей все-таки перестает принимать наркотики.
Социальное служение Церкви основано на оказании адресной помощи конкретному человеку. В этом наше принципиальное отличие от государственной социальной политики, которая во многом лишена гибкости и основана на жестких правилах. Поэтому во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт, которым не располагают государственные учреждения.
Сейчас в России остро требуются детские хосписы. И здесь государство также может обратиться к опыту Церкви, ведь единственный в России детский хоспис создан в 2003 г. в Санкт-Петербурге священником Русской Православной Церкви, который одновременно является директором хосписа.
Одна из важнейших задач, стоящих перед нами, — систематизировать и сделать прозрачной нашу деятельность. Тогда наши проекты станут привлекательными и понятными не только для церковных организаций. Например, когда мы собирали деньги для погорельцев во время летних пожаров 2010 года, а собрали мы 100 млн рублей, вся информация о поступающих средствах сразу же размещалась на сайте Синодального отдела по благотворительности (www.diaconia.ru). Кроме того, для наибольшей прозрачности мы принимали только денежные переводы через банк.
Опыт летних пожаров показал, что люди доверяют Церкви, поэтому вокруг наших инициатив могут успешно объединяться и люди нецерковные: из 8000 добровольцев, помогавших нам во время пожаров, большинство не часто ходит в Церковь.
Сегодня мы видим хорошие перспективы для взаимодействия с бизнесом, ведь многие масштабные проекты нуждаются в значительном финансировании. Нужно создавать центры поддержки семьи, нужны центры по усыновлению детей. Не хватает в России и центров для реабилитации бездомных, хосписов для неонкологических больных, детских хосписов. Все эти проекты требуют участия всех активных сил общества: Церкви, бизнеса, государства и частных лиц.
Источник: Газета "Ведомости"