Предлагаем вашему вниманию панораму Екатеринбурга начала XX века, собранную из работ двух мастеров: черно-белых снимков неизвестного фотографа и цветных снимков петербургского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Снимки, сделанные Прокудиным-Горским можно датировать довольно точно — на Урале он работал с 17 августа по 12 сентября 1909 года, августом и следует датировать его цветные фотографии. Датировать время съемки черно-белой панорамы можно только приблизительно — на фотографиях обоих фотографов есть общие объекты, например полуразвалившийся сарай. На черно-белой фотографии он выглядит более новым, скворечник стоит прямо; на цветном же снимке сарай уже заметно обветшал. Можно предположить, что неизвестный фотограф работал лет на пять раньше Прокудина-Горского и его снимкик можно датировать, скажем, 1904 годом.
Так ли неизвестен это «неизвестный» фотограф? Судя по качеству фотографий, он был явно не новичком в своем деле, обладал отличной аппаратурой, проявка тоже профессиональная. Его панорама (черно-белая) была собрана практически без стыков, плотность отдельных кадров одинаковая. Как раз в это время в Екатеринбурге работал известный уральский фотограф Вениамин Леонтьевич Метенков (1857—1933). Его фотографические альбомы с уральскими видами широко расходились по всей России. За свою активную деятельность В. Л. Метенков был принят в действительные члены Русского Технического Общества и Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ). Вероятность, что фотографии были сделаны им или человеком из его круга весьма высока. Где проходила съемка? Фотографии была сделана с Московской горки — улица Московская, между Симановской улицей (ныне Попова) и Покровским проспектом (ныне улица Малышева), фотографы стояли ближе к проспекту, спиной к тюрьме. Точки съемки у фотографов находятся на расстоянии не более нескольких метров друг от друга — видимо, это было самое оптимальное место съемки. На фотографии, сделанной с колокольни Богоявленского собора (Кафедральная, ныне 1905-года площадь) приблизительное место съемки панорамы отмечено красной меткой.
На плане Екатеринбурга (кстати, сделанным всё тем же В. Л. Метенковым) показаны городские сектора, охваченные панорамой. Сектора I, III, V — работа цветные фотографии; II, IV — черно-белые. В нижней таблице приведены фрагменты панорамы в более высоком разрешении, на которых изображены наиболее интересные постройки города и их история. Этот раздел мы будем расширять с течением времени.
Эта страница находится в стадии заполнения новыми фотографиями
|