Шлем - одна из главных достопримечательностей усыпальницы старца Далмата, основателя Далматовского Успенского монастыря. О том, что это именно тот самый шлем, свидетельствуют сохранившиеся фотографии, сделанные в монастыре в начале XX в. Согласно свидетельствам очевидцев, посещавших монастырь в XIX - начале XX вв., вместе со шлемом в усыпальнице хранилась кольчуга. Во всем комплексе предметов, находившихся в усыпальнице, они играли очень важную смысловую роль в ритуале поклонения праведному Далмату. Как писал краевед А. Кривощеков в 1914 г., “каждый богомолец, приходящий на поклонение гробу Далмата, считает своим непременным долгом одеть эти вещи и помолиться в них, искренно веря, что одежды Далмата (Илигея) исцеляют от слабости, а шишак от головной боли ... Как воина, его считают покровителем и защитником военных”. Шлем имеет низкую железную тулью полусферической формы с крутыми, почти отвесными боками. Диаметр тульи в основании 22 см, высота с навершием - 14,5 см. Тулья откована из одного листа железа. Нижний край тульи имеет утолщение - рант. Спереди к шлему приклепан защитный козырек-полка, изготовленный из изогнутой под прямым углом железной пластины. В центре козырька- сквозное прямоугольное отверстие, служившее для прохода стержня наносника (носовой стрелки), в настоящее время утраченного. С нижней правой стороны козырька находится клеймо из 7 неглубоких вдавлений диаметром 1-1,3 мм. К сожалению, атрибутировать это производственное (владельческое?) клеймо не удалось. На боковых и затылочных частях тульи шлема на высоте 4 см от нижнего края расположена 21 железная заклепка: 11 с орнаментальными шляпками из медного сплава (латуни?) и 10 с мелкими железными шляпками. Ими крепится кожаная подкладка. К нижней части подклада тульи сзади пришита кожаная основа назатыльника. К ней заклепками прикреплены 5 выгнутых железных пластин. Пластины назатыльника имеют набор с нахлестом сверху вниз. Они скреплены с подкладкой 20 заклепками со шляпками из медного сплава (латуни?) и 8 - с простыми железными. Науши утрачены. На тулье шлема сохранились следы боевых повреждений: 3 - от ударов узколезвийным клинковым оружием (саблей?) и 1 - от удара тупым предметом (дубиной, обухом топора?). Современное состояние шлема свидетельствует о том, что он подвергся сильной реставрации после его фотографирования в 1914 г. Очевидно, что она была сделана до 1922 г., когда по постановлению Екатеринбургского губисполкома весь комплекс монастырских зданий был передан Далматовскому краеведческому музею. Видимо, тогда шлем и кольчуга попали в музейную экспозицию и благодаря этому не погибли в 1929 г., когда на волне антирелигиозной истерии было уничтожено почти все оставшееся монастырское имущество. Шлем из Далматовского монастыря относится к типу западноевропейских кавалерийских шлемов, называвшихся во Франции “капелина”, в Германии- “паппенхаймер”, в Польше - “шишак”. Их прототипами были турецкие сфероконические шишаки XVI в. с защитным козырьком, подвижным наносником, пластинчатыми наушами и назатыльником, соединенными шарнирами с тульей. В конце XVI- первой половине XVII вв. через Польшу и Венгрию этот тип шлемов распространился по всей Западной Европе. Однако западноевропейские шлемы не были простой копией восточных шишаков. Во-первых, они имели не сфероконическую, а очень низкую полусферическую тулью, часто с крутыми, почти отвесными боками и слабовыпуклым верхом. Во-вторых, в отличие от восточных образцов европейские капелины имели матерчатый или кожаный подклад, прикрепленный к тулье с изнанки. Подклады наушей и назатыльника пришивались к подкладу тульи. Шишаки восточного типа появляются на вооружении русских воинов с конца XV в. В конце XVI–XVII вв. русские шишаки также снабжались усилительными деталями: козырьком, подвижной носовой стрелкой, пластинчатыми наушами и назатыльником. Но известные русские образцы разительно отличаются от западноевропейских кавалерийских капелинов прежде всего своей сфероконической формой тульи. Это отличие осознавалось и современниками. В документах первой половины XVII в. наряду с русскими шишаками и “шапками железными” отмечались “шишаки немецкие” и “шапки немецкие”. В монастырской традиции появление шлема и кольчуги связывается с самыми первыми страницами истории обители. В 1644 г. Далмат пришел на берег Исети и поселился на землях тюменского ясачного татарина Илигея. То, что это действительно были владения Илигея, подтверждается сообщением 1647 г. тюменского воеводы И. Ю. Тургенева об очередном набеге калмыков на эти места. Согласно монастырской истории, в 1646 г. Илигей добровольно передал старцу свои владения на Белом городище и в знак примирения и признания подарил шишак и кольчугу.
|