Дмитрий Иванович Мокринский (после принятия монашества — Далмат) родился в 1594 году. Отец его служил казачьим атаманом, мать — из новокрещенных (принявших православие) татарок. Был обучен грамоте, воспитан в благочестивом духе. Сызмала постигал казачье воинское искусство, служил в конных войсках, исправно нес государеву службу. Обычная жизнь сибирского казака ХVII века. Жизнь Дмитрия Ивановича складывалась вполне успешно. По дошедшим до нас сведениям, он даже занимал видный светский пост — был городничим в Тобольске. Были и семья, дети. Но после смерти жены происходит перелом. Зрелый, пятидесятилетний мужчина оставляет все — дом, хозяйство, службу — и уходит в Невьянский Богоявленский монастырь. В тяжелый, неближний путь он берет с собой только икону Успения Божией Матери, которая будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь и дарить, Чудотворная, исцеление и благодать многим и многим людям. Как он только пронес ее трудными сибирскими и уральскими тропами — икона была большой (высота — 88 см, ширина — 73,5 см)? В Невьянском монастыре он принимает постриг и нарекается Далматом. Монастырь был небогатым, а на Урале и тем более в Сибири тогда еще не было процветающих монастырей — все только трудно устраивалось, налаживалось на тогдашних окраинах русских земель. Спустя короткое время монашеская братия, почувствовав духовную силу и крепкий ум Далмата, намеревается поставить его во главе монастыря. Но Далмат не ищет почестей. Узнав об этом замысле, он тайно покидает монастырь. Двигаясь на Восток, он останавливается на берегу Исети при впадении в нее реки Течи. И поселяется здесь, на возвышенном месте, называемом Белым Городищем. Это всегда останется тайной: почему подвижник для служения Богу выбирает именно эту точку земного пространства? Так Сергий Радонежский выбрал место для Троице-Сергиевого монастыря, ставшего духовным оплотом России. Не ту же ли роль сыграл Далмат Исетский для Урала и Сибирского края? В XVII веке место, выбранное Далматом, было весьма опасным и никак не сулило спокойной жизни. Это была граница между русскими землями и степью, где хозяйничали татары и кочевые народы. Но именно этот рубеж выбирает Далмат, чтобы основать здесь обитель, которая станет духовным и военным форпостом России в этом крае. Живет Далмат в «пещере» (землянке), посвящая все время молитвам и скромным трудам. Но уединенное служение прерывали невзгоды. Земли, на которых поселился Далмат, говоря современным неуклюжим языком, контролировались тюменским татарином Илигеем. А земли богатые — зверь, пушнина, рыба. ромышлявшие на них русские купцы «известили» Илигея: мол, появился монах, который устроит здесь монастырь и все заберет. Испугавшись за свою вотчину, разгневанный Илигей является к пещере Далмата с обнаженным мечом. Монах объяснил Илигею, что приходится по материнской линии ему дальним родственником. Тот смягчился, но ненадолго. И снова двинулся Илигей со своими воинами к Белому Городищу с целью уничтожить Далмата. Но этого не произошло. Согласно легенде, явилась Илигею во сне Пресвятая Богородица — благолепная жена в багряных ризах, с бичом в руке — и грозно сказала: Далмата не убивать, злого слова ему не произносить, а вотчину татарскую со всеми угодьями отдать сему старцу. Вместо разорения произошла смиренная беседа Далмата с Илигеем, который рассказал о чудесном явлении Пресвятой Богородицы. После этого Илигей часто посещал Далматову пустынь, покровительствовал, снабжал дарами, а затем отдал всю свою землю Далмату. Удивительно, но о пустынножительстве Далмата, одиноко служившего Богу и практически ни с кем не общавшегося, становится известно не только в Сибири, но и в отдаленных краях. Так, одним из первых пришел к Далмату из Нижнего Новгорода ученик старца Дорофея Иоанн. Приходили и другие — монахи, странники, миряне. Многие оставались. Когда в «пещере» стало тесно служить, построили на возвышенном месте деревянную часовню, которая и стала первым монастырским построением. Но мирная монашеская жизнь продолжалась недолго. В 1651 году, во время набега степных кочевников, часовня была сожжена, большинство монахов убито, а оставшиеся в живых уведены в плен. Сам же Далмат был чудесным образом спасен от насильственной смерти. А икона Успения Божией Матери обретена на пепелище в полной сохранности. Опален был только один угол, к которому притронулась рука варвара. Забегая вперед, скажем: икона Далмата бесследно (пока!) исчезла уже в советские времена. Но долгие и долгие годы шли к чудотворной иконе Успения Божией Матери паломники со всех концов Урала и Сибири. Даровала она людям утешения и исцеление от физических недугов и душевных нестроений. И кто знает, возможно, наступит время — и Чудотворная будет вновь обретена! Под руководством преподобного Далмата монастырь креп, развивался. В XVII веке бассейн реки Исети стал ареной ожесточенной борьбы. Кочевые племена пытались сорвать мирное продвижение русских переселенцев. Монастырь стал православным форпостом в этих краях, крепостью-заслоном на пути набегов кочевников. Именно в монастыре крестьяне окрестных сел спасались от разорительных нападений. Велика была и миссионерская роль монастыря — вокруг него строились церкви, возникали новые приходы, был основан Введенский женский монастырь. епрестанными молитвами и трудами преподобного Далмата устраивалась не только духовная, но и хозяйственная жизнь. Роль преподобного в освоении новых земель трудно переоценить, праведностью своей он освятил наш край. Он поистине стал ходатаем земли Сибирской перед Господом. Умер Далмат в возрасте 103 лет. Русской православной церковью преподобный Далмат Исетский причислен к лику местночтимых святых Курганской епархии и Собору Сибирских святых. Жизнь преподобного не ограничена календарем его земной жизни. В 1871 году, при начале строительства на территории монастыря храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», был обнаружен склеп с гробом преподобного Далмата. Очевидцы свидетельствовали, что гроб, несмотря на давность захоронения (1697 г.), был в удивительной сохранности. Но обретения мощей преподобного, по указанию церковного начальства, тогда не произошло. Гроб, не открывая, перезахоронили, установив на месте захоронения сначала деревянную, а затем каменную усыпальницу. Возможно, так было и лучше. Нам не дано ведать промысел Божий. Кто знает, что стало бы с мощами преподобного в лютые советские богоборческие времена? Могло бы и ничего не остаться — примеров тому немало. Но прошло время, и в августе 1994 года в результате научно-археологических раскопок, проводимых по благословению преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского, мощи преподобного Далмата Исетского были обретены. Как раз это было время начала возрождения монастырской жизни в обители, основанной Далматом. Сейчас река с мощами преподобного покоится в Скорбященском храме. Благодаря трудам известного зауральского историка Бориса Карсонова, собраны в архивах многочисленные свидетельства об исцелениях, чудесных видениях, совершавшихся во время обнаружения гроба преподобного в 1871 году, а затем на месте усыпальницы Далмата Исетского. И сегодня, входя в Скорбященский храм, мы припадаем к мощам преподобного, прося о помощи, избавлении от бед и напастей. Отче, Далмате, моли Бога о нас!
|