История промышленного производства пива в Екатеринбурге начинается в 1839 году, когда Главный начальник горных заводов хребта Уральского Генерал-Лейтенант Глинка В.А. пишет Горному начальнику Екатеринбургских горных заводов полковнику Чебаевскому: "До сведения моего доведено, что в Екатеринбурге, на берегу реки Исети строится пивоварня. Находя, что 26-ю статьею 11 тома Свода Законов запрещается в округах заводов казенных учреждать заведения, на которых все производство главнейше основывается на огненном действии, требующем дров и угля, я предписываю Вашему Высокоблагородию донести мне, на каком основании допущена постройка этой пивоварни". На что полковник Чебаевский в своем рапорте отвечал: "...по силе 272-го параграфа откупных условий и 153-й статьи Устава о питейном сборе и акцизе дозволяется пивоварение, и не предстояло повода к препятствию в построении пивоваренного заведения, потому что следствием замедления в построении может быть ущерб питейным сборам".
В поддержку строительства пивоварни высказался так же Аникий Гаврилов, управляющий Екатеринбургскими питейными сборами. В своем прошении министру финансов Канкрину Е.Ф. он пишет: "В Екатеринбурге у купца Тарасова каменное помещение и устроенный в оном пивоваренный завод. Но как в округах Казенных Горных заводов запрещается учреждение заведений, основанных на огненном действии, требующем дров и угля, то местное заводское начальство затрудняется в дозволении производить ему выварку пива". Точку в решении вопроса поставил министр финансов 31 марта 1840 года: "...так как откупные условия суть новейшие узаконения и Правительство имеет правилом поощрять пивоварение, то воспрещать не следует" .
О производстве пива Иваном Лукичем Тарасовым, к сожалению, ничего не известно. В издании Х. Мозеля "Пермская Губерния. Материалы для географии и статистики" по данным за 1860 год пивоваренного производства в Екатеринбурге нет, однако в 1878 году мещанин Гребеньков Клавдий Якимович, купивший у наследников Тарасова бывшую пивоварню, в своем заявлении на разрешение возобновление пивоваренного производства указывает, что Тарасов варил пиво с 1840 по 1862 год.
В 1878 г. на берегу Исети мещанин Клавдий Якимович Гребеньков (ок.1845-1892) основал пивоваренный завод, а в 1887г. он открыл при заводе заведение искусственных минеральных и фруктовых вод. В 1887 г. Гребеньков вываривает от 30 до 40 тысяч ведер. После смерти К. Я. Гребенькова владельцем заводов стала его вдова - Мария Ивановна, которая продолжила дело мужа, значительно увеличив объемы производства пива и минеральных вод. Даже строительство оборудованного по последнему слову техники Исетского пивоваренного завода не выбило Марию Ивановну из колеи. В ответ она создала акционерное общество "Уральская Бавария", устав которого был "удостоен высочайшего рассмотрения и утверждения". В 1907-м году в Брюсселе завод Гребеньковой получил золотую медаль за отличное качество продукции. Но в том же году на заводе случился грандиозный пожар, который тушили две роты солдат.
С началом войны в России был введен сухой закон, который касался и пива. После долгих пререканий с городской Думой, в которой Гребенькова неоднократно ходатайствовала о переработке пива в слабоалкогольное и продаже его с завода, Мария Ивановна попросила о последнем - вылить в реку Исеть 35 000 ведер напитка, и Дума постановила: ходатайство Гребеньковой удовлетворить. Пиво вылили в реку, а случилось это 1 апреля 1916 года. Во время нахождения в городе белочехов заводу разрешили возобновить пивоварение на Исетском заводе для «внутреннего потребления».
После установления в Екатеринбурге власти Советов Исетский завод продолжил работу под названием «Красный пивовар». После гражданской войны пивоваренное оборудование было вывезено на другой завод, а производство минеральных и газированных вод было возобновлено в более крупных размерах. Сейчас на этом месте располагается завод безалкогольных напитков «Тонус».
|