В субботу Светлой седмицы, 22 апреля сразу после Божественной Литургии в храме в честь Преображения Господня был совершен чин раздробления артоса. Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Всю Светлую седмицу Артос находится на солее перед образом Спасителя. На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью. Освящают его особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Пасхи, и во все дни Светлой Седмицы по окончании Литургии с ним торжественно совершается Крестный ход вокруг храма. Употребление артоса известно с самого начала христианства. Собираясь на трапезу, ученики Христовы всегда оставляли невидимо присутствующему Господу первое место за столом и полагали на это место хлеб. Так и в Церкви в праздник Воскресения Христова стали полагать в храме хлеб как символ того, что Спаситель стал для нас истинным Хлебом жизни и того, что Он здесь невидимо пребывает с нами и пребудет с нами навеки по Его словам: «Аз есть с вами во все дни до скончания века». В заключение Пасхальных торжеств артос раздробляется после особой молитвы и раздается верующим как святыня. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекарство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
|