Первый в России частный музей Невьянской иконописи, расположившийся в Екатеринбурге, уже более 10 лет знакомит уральцев с уникальной коллекцией, насчитывающей более 300 образов. В активе музея – создание отделения реставрации икон в художественном училище имени Шадра, а также исследовательская, реставрационная, выставочная, издательская деятельность. Совместно с находящейся в одном с ним здании художественной галереей Арт-птица музей периодически представляет оригинальные экспозиции, которые становятся событием в культурной жизни Екатеринбурга. Последняя выставка представила творчество уникального человека, кузнеца, художника и фотографа Александра Андреевича Лысякова. Создатель музея Невьянской иконы Евгений Ройзман об авторе говорит так: «Он невероятный художник. Это картинки мирового уровня. Они сделают честь любому национальному музею. Но я их отношу к наивному искусству, он не профессиональный художник, он нигде не учился. Он кузнец, он кузнец настоящий. Он с нуля все начал, сам все постиг.» История о том, как Александр Лысяков, успешный фотограф одного из печатных СМИ, стал кузнецом, больше похожа на легенду. Но удивления у тех, кто знаком с его жизнью и творчеством, не вызывает. Одна из картинок – «девочка в красном колпачке» — пользуется особым вниманием. Изображена на ней дочь Лысякова, Полина. Когда-то – маленькая девочка с серьезными глазами, сегодня Полина не помнит, как отец писал ее портрет, но с удовольствием говорит о том времени, когда приходилось носить такие забавные колпачки. «Сейчас, глядя на этот портрет, я вспоминаю, что папа и мама мне говорили, что я родилась с лицом взрослого человечка, с взрослыми такими глазками. И сейчас я смотрю — и верю, что возможно, оно так и было, потому что сейчас мне кажется, что я больше ребенок, чем раньше», — Полина Александровна С детством связана и выставка фоторабот Лысякова. И, если остальные экспонаты нашли свое место в галерее Арт-птица, то фотоисторию, которую много лет назад удалось запечатлеть автору, разместили на втором этаже, в музее иконы, и лишь на несколько дней. Слишком серьезного отношения требует она. Лысяков впервые решился открыть ее для широкой публики «40 лет назад он увидел, как дети хоронят ребенка. И понятно, что он все кадры исщелкал, его это жгло 40 лет, он хотел это где-то показать и не мог, и площадки не было. И вот мы разрешили в музее иконы это сделать один раз. Здесь был такой обычай, отголоски его. Я однажды это увидел сам, я говорю – у меня сейчас мурашки по коже. Поэтому я понял, что его это мучило – пусть на один день, на один день эту выставку сделаем», — рассказал Е.В. Ройзман. На 24 снимках – старый русский обычай, остававшийся в уральских деревнях: умершего ребенка хоронят дети. Сочетание несочетаемого: дети — и смерть, детство — и глубочайшее горе, скоростная репортажная съемка — и точно выстроенные кадры, лаконичные и одновременно содержащие множество смыслов. Здесь же, в музее иконы, есть и еще одна работа Лысякова – теперь уже Лысякова-кузнеца. Это кованая узорчатая подставка для сундука, выставленного словно в укор варварству богоборческих времен. Сундук, сколоченный из икон, перекликается с одним из уголков музея, где бережно хранят образа, пострадавшие от рук вандалов. Эти иконы-мученицы привлекают посетителей ничуть не меньше, чем хорошо сохранившиеся или отреставрированные. В общей сложности в экспозиции музея представлено около 300 икон. Самая ранняя датируется 1734 годом, самая поздняя была написана в 1919 году. И у каждой – своя история, хранимая уникальным музеем для современников и потомков. Музей Невьянской иконы ждет посетителей во все дни, кроме понедельника и вторника, с 11 до 19 часов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Энгельса, 15 (угол улиц Белинского и Энгельса).
http://orthodox-newspaper.ru/events/at20582
|