Храм в честь Преображения Господня. Екатеринбург Храм в честь Преображения Господня. Екатеринбург  
православная жизнь      

ФОТОГАЛЕРЕЯ
8 апреля 2018 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, от Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга до Храма-на-Крови прошел общегородской праздничный Пасхальный крестный ход. ...

Отдел милосердия

Царская семья



Часовня в честь святых мучеников 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

Часовня открыта каждый день с 09:00 до 19:00, любой желающий может зайти, помолиться, поставить свечи, прочитать канон Вифлеемским младенцем

Каждый вторник в 10:30 (после литургии) и в воскресенье в 12:00 в часовне будет служиться молебен с прочтением канона 14 тысячам младенцам, от Ирода в Вифлееме избиенных. Соборно помолятся о тех, кто совершил грех аборта и раскаялся в этом грехе.

Приглашаем всех на молитву!

 12.03.2012  Сергей Мазаев. Священное и мирское
Многие всерьез полагают, будто «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя и последующие споры вокруг него – это проблема одних только христиан. Мало кто знает о том, что кощунство, помимо прочего, является термином художественной критики и как явление не только оскорбляет чувства верующих, но и представляет собой реальную угрозу любой, в том числе и светской, культуре.

Среди поклонников и исследователей творчества А.С. Пушкина до сих пор не утихают споры о том, кто же в действительности является автором скандальной «Гавриилиады», читать которую, не испытывая серьезного смущения, не способен, пожалуй, ни один христианин. Однако достоверное знание о том, писал или нет Пушкин кощунственную поэму, не столь важно, как отчетливое понимание того, почему сам поэт неоднократно отказывался от ее авторства. Не хотел портить отношения с Церковью, что по тем временам означало стать государственным преступником? Это вполне естественное предположение, но, думается, в данном случае дело обстоит значительно сложнее. Возможно, Пушкин считал, что названная поэма компрометирует его именно как поэта, ведь, согласно его собственному убеждению, «гений и злодейство – две вещи несовместные». А значит, грех кощунства, совершенный автором «Гавриилиады», превращается в серьезный художественный изъян самого произведения. И действительно, всякий, кто поймет, что такое кощунство с точки зрения культуры, без труда заметит, что, если в первую очередь это грех против Бога, то во вторую – несомненно, грех против вкуса.

Как известно, лейтмотивом всякой культуры является размежевание сакрального и профанного («священного и мирского»). Для того чтобы прочувствовать, что культура – это не просто книги и собрание произведений искусства, но живые токи общины, пронизывающие всех нас, принадлежащих к ней, можно провести маленький эксперимент: например, позавтракать в туалете. Кто-то сказал: «Отвратительно»? Но почему? Если ни до чего не дотрагиваться, то, с медицинской точки зрения, это неопасно. Кроме того, туалет может быть новым, недавно отстроенным, еще не использовавшимся. И все-таки даже в этом случае трудно не заметить в себе отчетливую нотку брезгливости.

Это и есть голос культуры, различаемый ее носителем. Впрочем, точнее было бы сказать не голос, а болезненный вскрик, ведь если размежевание священного и мирского являются жизнью культуры, то обратный процесс – стирание этой полярности – есть ничто иное, как болезнь, угрожающая гибелью.

«Профанное» или «мирское» не обязательно означает что-то грешное или беззаконное. Нужда, приводящая человека в туалет, представляет собой вполне естественную потребность тела. Однако, как показывает мысленный эксперимент, трапеза тяготеет к иному культурному полюсу, несмотря на то, что тоже связана с вполне естественными процессами.

Широко обсуждаемый сегодня образ «священника на мерседесе» вызывает в первую очередь культурное смущение. Не осуждение и не зависть лежат здесь в основе протеста. Пусть батюшка будет вознагражден по достоинству за свое служение. Пусть у него будет хороший, надежный, но не роскошный автомобиль, ибо роскошь не подобает, или «не идет», священнику – так же, как не пошел бы ему костюм клоуна. Хотя в клоунском костюме, а равно и в роскоши, нет никакого зла. «Священник на мерседесе» – это, конечно, не кощунство. Но это противное развитию культуры смешение священного и мирского, абсолютным выражением которого в конечном итоге становятся все более многочисленные кощунственные выходки разнообразных арт-групп.

О чем-то подобном говорит эпизод из европейской истории. Невесту Филиппа IV, Марию Анну Австрийскую, по пути торжественно встречали все города. В одном из них мэр города преподнес ей дюжину шелковых чулок как образец продукции местной фабрики. Мажордом тут же выкинул подарок, отрезав: «У королевы Испании нет ног». Сегодня эту историю вспоминают как анекдот, иллюстрирующий жесткость дворцового этикета. Но нельзя не согласиться с тем, что мажордом в этой ситуации был абсолютно прав: чулки – полезная вещь, но их нельзя дарить королеве. Те, кто когда-то дарили королевам чулки, позже отрубали им головы.

Уничтожение культуры, болезненное для ее носителя, подобно короткому замыканию электропроводки и происходит посредством нарочитого уничтожения полярности священного и мирского. Варвар, желая вызвать у окружающих культурный шок, делает это сознательно, придумывая мат. Нецензурные выражения, что называется, «режут ухо» потому, что фигуры области сакрального (мать, отец, Бог) грубо смешивается с профанными явлениями и практиками.

Нетрудно заметить, что выходки так называемых арт-групп, выставки «актуальных художников», фантазия Дэна Брауна о женатом Христе, а также приписываемая Пушкину «Гавриилиада» построены по тому же самому принципу намеренной культурной диверсии и потому представляют собой резко «матерный» образ. Для варвара, привыкшего к жизни на свалке, то есть среди тотального равенства вещей, в этом нет ничего страшного: он перебирает кучи мусора, не замечая того, что положил бутерброд на молитвослов, повенчал отца с дочерью и «соединил идеал Мадонны с идеалом содомским».

Перефразируя известную римскую поговорку, можно сказать: позволенное быку, не дозволено Юпитеру. Если в придорожной грязи лежит пьяница – мирское смешивается с мирским – культурной катастрофы не происходит. Но когда под забор валится пьяный офицер в парадной форме или когда художник начинает кощунствовать – это вызывает «эффект бутерброда в туалете». Творец культуры не может делать то же самое, что и ее утилизатор. Возможно, в какой-то момент времени Пушкин осознал, что он должен отречься либо от «Гавриилиады», либо от «Руслана и Людмилы».

В творческой биографии другого великого русского поэта – Сергея Есенина – тоже можно найти подобные эпизоды отрезвления:

Дар поэта – ласкать и карябать.
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.
Поэт сознает, что совершил грех против вкуса, а потому в заключение просит:
Чтоб за все, за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.


Если это можно и счесть завещанием, то, конечно, не в юридическом смысле. Поэт просит не за себя. Скорее, речь идет о том, какой именно образ Сергея Есенина он хотел бы оставить своим поклонникам. Это не хмельной «московский озорной гуляка» и не декадентский «черный человек». Это «тот самый мальчишка», «гибкий, буйный, как ветер», «озорной, непокорной стихией» ворвавшийся когда-то в душную столичную жизнь Галины Бениславской.

О том, что кощунство, по сути, является не только оскорблением религиозного чувства, но и грехом против вкуса, в частности, свидетельствует пример профессора Павлова. Он же указывает на мирный способ противодействия кощунству. Всемирно известный физиолог относил себя, скорее, к материалистам, но пошлость развернувшейся в стране антирелигиозной кампании с ее карикатурами на Христа и Церковь, вызывали у него отвращение и протест. Будучи неверующим человеком, он взял за правило, проходя мимо собора или церкви, снимать шапку и осенять себя крестным знамением.

Существует анекдот о том, как группа революционных матросов, патрулировавших улицы города, однажды застала седого ученого за этим занятием. Подойдя к Павлову, человек в бескозырке, получивший образование в ходе двухнедельных курсов по основам атеизма, снисходительно усмехнулся и потрепал профессора по плечу со словами: «Эх, ты, темнота!»

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/52121.htm
®

Календарь новостей
пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Приходские новости (все новости)
 19.04.2024. Похвала Пресвятой Богородицы. Акафист Пресвятой Богородице. Фоторепортаж. Видеорепортаж
 17.04.2024. В храме в честь Преображения Господня была совершена утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской или Мариино стояние. Фоторепортаж
 07.04.2024. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в храме в честь Преображения Господня была совершена Божественная литургия. Фоторепортаж. Видеорепортаж
 06.04.2024. Всенощное бдение на Благовещение Пресвятой Богородицы. Поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.Фоторепортаж. Видеорепортаж
 01.04.2024. В дни Великого поста 31 марта 2024 года в храме в честь Преображения Господня было совершено особое богослужение — Пассия. Фоторепортаж. Видеорепортаж
®

Православная жизнь (все новости)
24.03.2024. Святейший Патриарх Кирилл: На московской земле произошло страшное преступное злодеяние
21.03.2024. Владыка Евгений совершил Великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского в храме Преображения Господня на Уктусе
10.01.2024. Правящий архиерей совершил Божественную литургию в Преображенском храме Екатеринбурга
16.09.2023. «Это полигон по разрушению традиций»: Митрополит Евгений о происходящем на Украине в интервью Роману Голованову
01.03.2023. Митрополит Евгений совершил Великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского в храме Преображения Господня на Уктусе
20.08.2022. Храм во имя Преображения Господня на Уктусе отметил престольный праздник
27.04.2022. Митрополит Евгений совершил Божественную литургию в храме в честь Преображения Господня
11.03.2022. В храмах Екатеринбургской епархии актуализирован перечень «антиковидных» мер
09.03.2022. Митрополит Евгений совершил Великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского в храме Преображения Господня
06.03.2022. Ответ Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Александрийскому Феодору на его обращение с призывом отменить решение об образовании Патриаршего экзархата Африки
®
Top.Mail.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru Екатеринбургская епархия
Информационный портал Святой Горы Афон Церковный вестник
©2010 preobrazgenie@mail.ru