Панорама Екатеринбурга начала XX века

Екатерининский собор

предыдущее фото в галерею следующее фото
Екатерининский собор, на его фоне хорошо заметна водонапорная башня, один из современных символов Екатеринбурга. Перед башней — крыша Императорской гранильной фабрики. Вдали, на горизонте — Михайловское кладбище с церковью во имя Всех Святых.
Екатерининский собор, на его фоне хорошо заметна водонапорная башня, один из современных символов Екатеринбурга. Перед башней — крыша Императорской гранильной фабрики. Вдали, на горизонте — Михайловское кладбище с церковью во имя Всех Святых.

Екатерининский собор

Храм святой Екатерины во все исторические эпохи оставался едва ли не важнейшим символом Екатеринбурга. По его состоянию или по отношению к нему в обществе (вне зависимости от его физического наличия) косвенным образом всегда можно было судить и о духовном состоянии самого общества. Составной частью идеи основателей первого промышленного города России об образцовой “столице” края горных заводов была и постройка главного храма заводского ведомства. Поэтому и вполне конкретная история строительства, перестроек, разрушения, а возможно, и восстановления Екатерининского храма – это также и развитие воплощенной “внутренней идеи” Екатеринбурга.

Церковь во имя святой великомученицы Екатерины - небесной покровительницы города на Исети — была первой по времени возникновения среди храмов Екатеринбурга. Еще в период строительства Исетского завода, 1 октября 1723 г. была заложена первая мазанковая церковь. Через два с небольшим года, 27 февраля 1726 г., архимандрит Тобольского Знаменского монастыря освятил церковь. В честь этого события по распоряжению главного начальника заводов В.И.Геннина было произведено три залпа из одиннадцати бастионных пушек. В.И.Геннин позаботился, чтобы из Тобольска были присланы богослужебные книги (Евангелие, Служебник, Часослов, Апостол), а также необходимая церковная утварь и облачение. Для церковных нужд на казенный счет были куплены также "ведро вина церковного за 5 руб., пуд воска за 6 руб. и пуд ладана за 10 руб."

Простояв десять лет, первая церковь, выстроенная из глины между деревянными столбами и крытая тесом, сильно обветшала. В июне 1737 г. новый начальник сибирских и уральских заводов В.Н.Татищев распорядился починить или даже сделать новую крышу на храме, так как старая сильно прохудилась. После этого Екатерининская церковь пережила еще несколько ремонтов, пока не сгорела 26 сентября 1747 г.

Закладка нового здания на месте сгоревшего состоялась 16 августа 1758 г. Через пять лет был освящен южный Иоанно-Богословский придел храма; в июле 1764 г. — северный Симеоновский придел, а в октябре того же года — небольшой придел в колокольне собора во имя святителя Димитрия Ростовского. Главный храм был освящен только в 1768 году Тобольским митрополитом Павлом.

В 30-х годах прошлого века храм перестраивался архитектором М.П.Малаховым: к выстроенному первоначально в барочном стиле зданию добавили классические портики. Кстати, венчание М.П.Малахова состоялось именно в Екатерининском соборе.
Екатерининский собор был холодным, поэтому службы в нем проходили лишь с мая по октябрь. В теплых боковых приделах службы совершались весь год. Здание собора, окрашенное в серый цвет, венчала трехъярусная колокольня высотой более 55 метров. Колокольня использовалась как дозорная, а затем — как пожарная вышка. Первые в городе куранты также были установлены на колокольне Екатерининской церкви.

Кроме появившихся еще в XVIII в. реликвий, с 1820-х годов в храме хранилась часть мощей Симеона Верхотурского. В 1893 г. екатеринбургским купцом И.Ф.Чистяковым была пожертвована серебряная позолоченная рака, в которую поместили дубовый гроб с мощами. За правым клиросом храма находилось знамя Уральского горнозаводского батальона, упраздненного в 1869 г.
При Екатерининском соборе существовали три церковноприходских школы: Екатерининская мужская (с 1887 г.), Симеоновская женская и Ильинская смешанная (с 1898 г.).

После революции, в апреле 1920 г., у собора были изъяты все ценности, в том числе — более 160 кг серебряных изделий. В 1929 г. хранившиеся в соборе мощи св.Симеона Верхотурского были переданы в областной краеведческий музей, в котором находились до 1991 г.

В феврале 1930 г. в Свердловске проходила массовая кампания по закрытию учреждений культа, в ходе которой собор был закрыт для верующих. Само здание собора было взорвано в марте 1930 года. На его месте разбили сквер с фонтаном "Каменный цветок". 18 августа 1991 г. на месте алтарной части первого храма Екатеринбурга был установлен памятный деревянный крест, а в 1998 году была построена каменная часовня.

Водонапорная башня

Водонапорная башня у плотины городского пруда построена в 1870-х годах для обслуживания Екатеринбургских железнодорожных мастерских и Монетного двора. Она сохранилась практически в первоначальном виде и считается одним из символов города.

Императорская гранильная фабрика

Императорская гранильная фабрика была основана в 1726 г. в виде небольшой камнерезной мастерской. Статус фабрики получила в 1765 г. В 1841 г. для нее было выстроено каменное здание у плотины (снесенное в 1960-х гг. в ходе реконструкции исторического центра города).

Екатеринбургские мастера создавали из камня великолепные вазы, камины и другие изделия для императорских дворцов Петербурга и его пригородов. На одной из всемирных выставок в Париже обозреватели писали:" В деле изделий из твердого камня русским мастерам нет равных".

Первые попытки организовать производство по обработке камня предпринимались еще Татищевым, но настоящие "машины водяные" удалось поставить только к 1747 г. При Елизавете Петровне в Екатеринбурге изготавливали мраморные "половые плиты" для дворцов, при Екатерине II акцент делался на поиск новых месторождений. И только к началу XIX в. на Урале был достигнут тот высокий уровень технической оснащенности и мастерства камнерезов, который позволял доверять екатеринбуржцам самые сложные по исполнению заказы. Эпоха императоров Александра I и Николая I - время наивысшего расцвета искусства обработки камня. Гранильная фабрика подчинялась Кабинету Его Императорского Величества и производила в основном великолепные чаши и вазы из различных сортов яшмы, порфира, родонита, малахита и других уральских камней. Сегодня эти изделия украшают выставочные залы Эрмитажа. Для престижного производства в 1841 г. построили новое трехэтажное здание. Поражение в Крымской войне и освобождение крестьян многое изменили: в Петербурге правительству было не до роскоши, а в Екатеринбурге фабрика потеряла лучших своих рабочих. В 1865 г. уже приняли решение ее закрыть, но хорошенько поразмыслив, решили не торопиться. Тогдашний директор П. Миклашевский доказывал, что Екатеринбургская гранильная фабрика "создала и упрочила в России камнерезное производство, как самостоятельное искусство, не встречающее подражания в целой Европе". Однако, необходимы были какие-то новые идеи, позволявшие найти для гранильной фабрики место в быстро меняющемся мире.

Василий Васильевич Мостовенко возглавил фабрику в 1885 г. в возрасте 36 лет. Наследство ему досталось не из приятных: "здание разрушилось, полы провалились, станки были в полуразрушенном состоянии". Он поставил перед собой непростую задачу - превратить предприятие, до того удовлетворявшее только вкусам императора и придворных, в пример высокого уровня российской промышленности, предмет государственного престижа и национальной гордости. Для этого ему пришлось привнести в дизайн изготавливаемых вещей новую стилистику, а главное, добиться подлинного европейского признания. Всемирная Парижская выставка 1900 г. - триумф екатеринбургской фабрики и лично В. Мостовенко. Представленная на выставке мозаичная карта Франции из уральских камней получила высшую награду, а директор фабрики - командорский крест Почетного легиона. Карта была изготовлена по его личному проекту, два года над ней трудился без выходных весь коллектив, а сам Мостовенко "повредил себе глаза, наблюдая за пришлифовкой камней". Итак, представьте себя посетителем Всемирной выставки в Париже ровно столетие том назад. Перед вами на мраморной плите площадью 1кв.м все 86 департаментов Франции набранные яшмой (калканской, кофейной, орской и т.п.) в сочетании с агатом, сердоликом, нефритом. 106 французских городов обозначены уральскими самоцветами, их названия выполнены золотом, реки и озера из платины. Карта сразу стала достопримечательностью Лувра.

Церковь во имя Всех Святых на Михайловском кладбище

С 1865 года начало функционировать Михайловское кладбище, которое было заложено в план города еще в 1842 году Екатеринбургским полицмейстером. В 1885 после разделений епархий на Пермскую и Екатеринбургскую, центр второй вновь образованной епархии нуждался в новом Храме на территории вновь открытого Михайловского кладбища, что и стало основной причиной постройки на его территории с 1886 по 1890 года однопрестольной церкви во имя Всех Святых.

Церковь во имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга была заложена 8 июня 1886 г. по благословению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Нафанаила. «Церковь построена иждивением и старанием 2-й гильдии купца Александра Алексеевича Волкова и частию на пожертвования, собранные от разных лиц деньгами и строительными материалами» сообщает нам «Церковная летопись по Градо-Екатеринбургской Всех-Святской кладбищенской церкви Екатеринбургской епархии».

Храм просуществовал вплоть до 1961 года, когда всвязи с «распадом двадцатки и отсутствием достаточного количества лиц для формирования нового учредителя общины, а также учитывая то, что территория Михайловского кладбища, на которой находится Всехсвятская церковь подлежит перепланировке под городскую застройку…» (стандартная для тех лет формулировка) власти прекратили работу храма. И лишь в 1989 году храм был восстановлен.